Обзор российских кинопремьер

В июле состоялась российская премьера фильма режиссера Гаса Ван Сэнта «Слон», -победителя каннского фестиваля прошлого года. Этот режиссер стал известен в начале 90-х -после фильма «Аптечный ковбой»(1990). Его любят критики, но его творчество весьма неровно. Хотя были у него и удачи: «Умница Уилл Хантинг» и «Умереть за». Но его последние работы (претенциозный римейк «Психоза» А. Хичкока и причудливый фильм-путешествие «Джерри») потерпели фиаско. В картине «Слон», посвященной резне в школе, устроенной двумя парнями-старшеклассниками, его меньше всего волнуют социальные причины драмы. И если в притче «Джерри» хотя бы присутствовал интересный визуальный ряд, то в «Слоне» нет и этого. Бесцельные блуждания неприкаянных школьников по коридорам школы показаны беспристрастной камерой с нарочитым безразличием. Cтаршеклассники осциллируют между равнодушием и скукой. Нехитра и мысль постановщика: преступники и жертвы ничем не отличаются друг от друга, отчуждение поразило всех. Может как прямолинейная иллюстрация к социологическим дискурсам фильм и «проходит». Но для интереса массового (даже интеллектуального зрителя) этого явно не достаточно. Смотреть, как герои томятся от скуки под «Лунную сонату» Бетховена совершенно не интересно. Когда-то это сделал более талантливо немецкий режиссер Вернер Херцог в «Признаках жизни» (1968). Про такие произведения поэт Николай Гумилев некогда метко заметил: «он намекает на содержимое выеденного яйца». Закономерно, что этот нашумевший фильм, несмотря на престижную награду, собрал незначительные 10 миллионов долларов (при бюджете в $3 млн.) в мировом прокате. Фильму не помогла и бешеная реклама инспирированная, судя по всему, критиками, защищающими права сексуальных меньшинств.

Добавить комментарий