Берлинский расклад

Завершившийся 54-ый Берлинский кинофестиваль оставил ощущение не столько праздничное, сколько печальное. 23 конкурсные ленты сложились в довольно удручающую по колориту картину, а решение жюри лишь подчеркнуло эту мрачность. Жюри, возглавляемое Фрэнсис МакДорманд, следуя заданному политическому пафосу и установке на поощрение кинопроизводства страны-хозяйки, выбрало фаворитом и наградило «Золотым медведем» один из самых безысходных фильмов — «Головой об стену» Фатиха Акина. (Gegen die Wand) Благосклонность жюри к порядком надоевшему месиву из суицидальных попыток, наркомании, алкоголизма, семейной деспотии, безлюбого секса и финального убийства оправдывается, видимо, «местным фактором»; главные герои картины Кахит и Сибель — молодые турки, родившиеся в Германии, где численность их соплеменников уже переваливает за два миллиона, а проблема адаптации стоит так же сложно, как и во времена Фассбиндера. На наградной расклад повлияла, конечно, и общефестивальная политика, в последнее время приобретшая выраженный молодежный задор. Теперь сюда редко попадает продукция мэтров старшего поколения. Можно усмотреть в этом веянии отчаяние от ощущения старческой немочи одного из почтеннейших фестивалей, но нельзя не заметить и присутствия здравого смысла. Вдруг стало доподлинно ясно, что добротно сделанное, чисто сработанное и глубоко продуманное кино выглядит на сегодняшнем клочковато возделанном кинополе неуместным, как бабушкина бальная подвеска при рваных джинсах. И как-никак, а даже такой крепкий старый конь, как Тео Ангелопулос (он представил в конкурсе эпическую «Трилогию. Плачущий луг» (Trilogia: Ti livadi pou dakrisi) борозды, конечно, не испортил, но и новой технологии в практику землепашества не внес. «Миросозидающее», стремящееся обозреть и осмыслить весь ХХ век кино выглядит как почтенная гегелевская диалектика на фоне дерзких философских экзерсисов французских, скажем, интеллектуалов — почтенно, умно, но как-то неактуально и по ритмам времени слишком неспешно. У тех, кто помоложе, в активе хотя бы невежественное варварство, которое, если особенно не приглядываться, можно принять за свежесть. В этом смысле конкурсная программа Берлинале получилась на редкость последовательной и логичной, соответствующей замыслу — оживить старейшие экранные темы: рассказать о человеческих стремлениях и желаниях, которые персонажи пытаются осуществить наперекор жизненным обстоятельствам. Логичным оказалось и то, что, поскольку реализация мечты оказывается либо заведомо фантастичной (а потому на экране нереалистической), либо недостижимой (а потому на экране трагичной), общая картина вышла довольно мрачной и, наверное, рекордной по числу экранных убийств и самоубийств. Невероятные «хэппи-энды» и трагические финалы (к списку последних надо добавить самоубийство героя в «Ночных песнях» (Die Nacht singt ihre Lieder ) Ромуальда Кармакара, детоубийство в «Самаритянке» (Samaria ) Ким Ки Дука и убийство любовника в «Первой любви» (Primo Amore) Маттео Гарроне) более-менее приятно разнообразили разве что две картины — аргентинское «Прерванное объятье» (El abrazo partido ) Даниэля Бурмана и «25 градусов зимой» ( 25 degres en hiver) бельгийки Стефан Вуйе (с Ингебргой Дапкунайте в роли нелегалки-украинки Сони) с их нормальной обыденностью и незамысловатым юмором. «Прерванное объятье» удостоилось Гран-при жюри — второго по значению приза, «Серебряного медведя», а исполнитель главной мужской роли Даниэль Хендлер получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. Лучшим режиссером признан Ким Ки -Дук; его «Самаритянка» — не самое выдающееся произведение модного корейца, но, безусловно, самое интересное с точки зрения режиссуры в конкурсной программе, которая отличалась главным образом яркими актерскими, а не режиссерскими работами. Лучшими женскими ролями признаны работы дебютантки- колумбийки Каталины Сандино Морено в драме «Мария милосердная» (Maria, plena eres de gracia) и, конечно, работа, которую никак нельзя было не отметить — заглавная роль Шарлиз Терон в фильме «Монстр» (Monster). Что же касается зрителей, то они проголосовали за легкое и веселое кино — читатели газеты Morgenpost отдали свое предпочтение фильму «25 градусов зимой».

Добавить комментарий